Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривается, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло в налоговый орган отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Совокупность указанных условий позволяет регистрирующему органу принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Федеральный закон от 28.12.2016 №488-ФЗ внес в указанную процедуру существенные изменения.
Прежде всего, ограничено право регистрирующего органа на принятие решения об исключении юридического лица – при наличии сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, либо о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве, подобное решение приниматься не может.
Ну а главное – федеральным законом расширен круг ситуаций, позволяющих исключить организацию из ЕГРЮЛ.
С 1 сентября 2017 года предусмотренный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Ко второму пункту относятся ситуации, при которых недостоверен юридический адрес, либо директор (учредитель) отказались от своей «роли» в организации (речь идет, прежде всего, о «номиналах»).
Позиция Компании по данному вопросу.
Принятие данного закона - большой шаг для соблюдения баланса публичных и частных интересов. «Фирмы-однодневки» регистрируются в большом количестве, а вот «расправляться» с брошенными компаниями до внесения упомянутых изменений регистрирующие органы не особо стремились.
Тот факт, что теперь выписка из ЕГРЮЛ будет содержать отметку о недостоверных сведениях – еще один инструмент для проверки налогоплательщиком своих контрагентов.
С другой стороны, теперь налоговый орган будет обязан наполнять сервисы на сайте ФНС еще более добросовестно.
Представьте ситуацию – налоговый орган в суде заявляет, что контрагент – «номинальная фирма», в том числе и потому, что не находится по адресу регистрации. Налогоплательщик парирует данный аргумент ссылкой на пункт 5 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и дополняет своей довод вполне себе «чистой» выпиской из ЕГРЮЛ.
Думается, что при таких обстоятельствах довод налогового органа будет признан несостоятельным.
Пока остается только предполагать и рассуждать. Как будет применен закон в новой редакции – покажет время и судебная практика по данному вопросу.